тел: +7(812)593-38-56 доб. 229

- Статьи психологов ЦПК «Спектр»

Подростковый возраст имеет ряд особенностей. Это время, когда ребенок стремится к независимости и одной из ведущей потребности становится потребность в самоутверждении. Отстаивает свои права и интересы часто через конфликтное поведение. Большая заинтересованность в общении со сверстниками объясняется высокой значимостью познания ДРУГИХ и СЕБЯ. Ведущей деятельностью вместо учебы становится процесс общения. Поведение часто конфликтно, нелогично, импульсивно, порой непредсказуемо. Для родителей становится сложно (а порой невозможно) договориться со своим ребенком и добиться от него выполнение своих обещаний.

Стоит упомянуть о таком понятии как воля. Воля - психологическая функция имеет физиологическую основу, она формируется параллельно с созреванием мозга.

У подростков волевое поведение еще полностью не сформировано. Волевое поведение предполагает самоконтроль, целенаправленность поведения. Сами подростки озабочены и обеспокоены тем, что не умеют владеть собственным поведением. Важно отметить, что стремление стать более волевым человеком у подростков не подкреплено подлинным желанием. Т.е., как писал Л.С.Выготский, для подростка характерна не «слабость воли, а слабость цели». Цели, которые он ставит перед собой часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы или навязаны взрослыми.

Для подростков важна эмоциональная значимость цели. Например, исправить тройку по математике – это цель, от которой подросток легко откажется, если для ее достижения нужно пожертвовать чем-то непосредственно приклекательным. Иначе говоря, по мнению Л.И. Божович, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего  «усиления цели». Развивать волевое поведение подростка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя у него намерения. Важно ! чтоб эти цели для школьника были действительно важными, а не задавались искусственно.

Значительную роль играет наличие чувства собственного достоинства и представление о своем уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для него самого, он не может позволить себе «упасть в собственных глазах».

Важны и помогают сложившиеся ранее привычки к систематическому (!) труду, порядку.

Существенное значение имеет сформированные в семье нравственные качества школьника, таки как чувство долга, ответственности.

Чтобы цель была достигнута, необходимо школьника обеспечить средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся: умение предвидеть и учитывать последствия поступков, способность представлять интеллектуально и эмоционально, например, представить свои переживания при ответе невыученного урока.

Установка на отказ от усилий, особенно длительных, своеобразная «экономия энергии» также характерна для подросткового возраста. В этом плане надо помочь и научить школьника ставить промежуточные цели, разбивать намерения на ряд конкретных достижимых этапов и вознаграждать за преодоление каждого из этих этапов.

Овладевать «стратегией преодоления трудностей» - coping- стратегией необходимо учить и взрослых. Важен не только факт преодоления, но и осознание чувства, что он сам как личность стал сильнее, компетентнее, его возможности выросли, т.е. чувство гордости, самопринятия, уверенности в себе (с/о). Формирование воли в 12-14 лет эффективно осуществляется в русле именно такого контекста.

Существенной чертой подросткового возраста, оказывающей влияние на поведение, является СИЛА потребностей, мотивов, ИНТЕНСИВНОСТЬ и ОСТРОТА эмоциональных реакций. Т.е. увлечения приобретают «сверхценный характер». Если ситуативный интерес становится таким сверхценным и часто сменяется на другой легко возникающий интерес, то это говорит об инфантильности подростка, что у него еще не сложилась иерархия мотивов, не установилась система ценностей. Нужно научить школьника анализировать его интересы и увлечения, почему именно они стали для него привлекательны, чем их можно заменить и т.д. Нередко для подростка главным становится неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, причем как позитивную, так и негативную. Подросток может «купаться» в чувстве вины, печали, гневе и не хотеть с ними расставаться.

Учитывая повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажде новых и сильных ощущений» возникает интерес и первое знакомство с наркотиками.

 

Основными причинами употребления наркотиков являются:

  1. Социальные причины: развал социальных институтов, например ослабление семейных связей, среда, пропаганда и доступность, расслоение в обществе, ценностный кризис в обществе.
  2. Личностные, психологические (возрастные) причины. Любопытство (особенно первый опыт); значимость группы сверстников и желание утвердиться в группе; личностная незрелость (неумение сказать «нет», на «слабо», неуверенность в себе и неспособность решать свои проблемы, внутреннее подростковое одиночество, подражание, желание казаться взрослее и «круче».

 

Новости
%h~:~%m | %D %d %M %y
Информеры - курсы валют  
© 2011 Сертоловское АУ "КСПЦ" "Спектр"