тел: +7(812)593-38-56 доб. 229

Версия для слабовидящих

- Статьи психологов ЦПК «Спектр»

Сейчас много говорится о профилактике зависимого поведения среди подростков и молодёжи, как наиболее эффективном методе снижения уровня зависимостей в обществе. Проводятся различные акции, мероприятия, тренинги, направленные на то, чтобы  рассказать, объяснить молодому поколению какую опасность несут в себе алкоголь, курение, наркотики. Но эти методы будут малоэффективны, если отсутствует главный фактор – воспитание в семье. Семья – это первый институт социализации ребенка. Благоприятные условия воспитания сформируют ответственную и зрелую личность и наоборот – неблагоприятные будут способствовать формированию аддиктивного поведения. Воспитание ребенка, формирование его личности и определенных качеств - решающий фактор выбора жизненного пути. И здесь влияние семьи сложно переоценить.  

     Выделяют три стиля семейного воспитания, которые могут способствовать формированию зависимого поведения:

Авторитарный (доминирующий) стиль.

     При таком стиле воспитания ребенка постоянно контролируют, в семье существуют жесткие нормы и правила (не меняющиеся с учётом взросления ребенка) и их обсуждение не допускается, а нарушение – наказывается. Общение строится по принципу власти и безоговорочного подчинения родителю, часто присутствуют фразы: «Ты должен», «Делай так, как я тебе сказал». Между родителем и ребенком существует эмоциональная дистанция. Присутствует физическое (удары, шлепки, подзатыльники, пощечины) и психологическое (стыдят, оскорбляют, унижают и т.д.) насилие по отношению к ребенку.

Последствия. Дети, которых воспитывают в авторитарном стиле, послушны и сдержаны, что в своём роде очень удобно для родителей. Но для личности ребенка последствия весьма разрушительны. У таких детей заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, они не самостоятельны, не любознательны, замкнуты, инертны в своих действиях. Такие дети и подростки, даже повзрослев, часто не могут принимать решений и нести за них ответственность, не умеют защитить себя и отстоять своё мнение (или не имеют его вовсе), у них очень высока вероятность формирования различного рода зависимостей, в том числе и эмоциональных.

Либеральный (попустительский) стиль.

     При таком стиле воспитания ребенок не знает запретов и ограничений, отсутствует система правил. Низкий уровень контроля со стороны родителей, когда ребенку разрешается всё - «Делай, что захочешь!». Дети имеют права, как у взрослых, но мало (или полное отсутствие) обязанностей. Отношения между родителем и ребенком доброжелательные.

Последствия. Такие дети безответственны, не умеют ставить цели и их достигать. Тяжело переживают ограничения, не могут построить своё поведение с учетом существующих правил и норм. Часто конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей. Вся их жизнь строится  по принципу получения удовольствия, присутствует низкий уровень самоконтроля. Такое поведение так же способствует формированию зависимостей.

Гиперопека («опекающий») стиль.

При таком стиле воспитания родители всегда рядом с ребенком, они готовы решать все его проблемы и трудности. Ребенка ограждают от самостоятельности и ошибок в поведении, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Отношение всегда как к «маленькому», без учёта взросления ребенка. Присутствует постоянный контроль, который обличается в форму большой любви и заботы о ребенке.

Последствия. У таких детей присутствует повышенная тревожность, страх ошибки, запаздывание социальной зрелости (инфантилизм). Несамостоятельность, зависимость от чужого мнения и влияния (в том числе негативного), неуверенность в себе, склонность к зависимому поведению.

     Наиболее эффективным стилем воспитания (для профилактики зависимого поведения) считается авторитетный («демократический») стиль, т.к. в нём сбалансирован необходимый для ребенка контроль с предоставлением разумной самостоятельности. При этом стиле воспитания родители заботливы и внимательны по отношению к своим детям,  в семье существуют нормы и правила, которые обсуждаются с детьми, меняются в соответствии с взрослением ребенка. Уважаются права всех членов семьи, ребенку передается ответственность, с учётом возраста. Присутствует контроль, но в заботливой, невластной форме. Поощряется инициатива и самостоятельность детей. Присутствует теплое эмоциональное принятие ребенка, уважение к нему как к личности. В такой семье отсутствуют физические наказания и вербальная агрессия, родители стараются договариваться со своим ребенком в спорных ситуациях.

     Лучшей профилактикой зависимостей в семейном воспитании будет создание теплых, доверительных, принимающих отношений, где ребенок будет чувствовать защищенность, уверенность, эмоциональную стабильность. При этом наличие умеренного контроля действий и поведения научит ребенка ответственности, а уважение мнения и выбора ребёнка сформирует самостоятельность и уверенность в себе.

Если у вас возникли вопросы или проблемы, касающиеся поведения ребёнка / подростка, можно обратиться по телефону, а также записаться на консультацию: 593-81-85 (с 12:00 до 21:00 в будние дни) или с помощью интернет-ресурса. Группа в контакте «Психологические консультации в Сертолово»   (http://vk.com/club14856274http://vk.com/id165884566 ).

 

Психолог  Юлия Уланова

Новости
%h~:~%m | %D %d %M %y
Информеры - курсы валют  
© 2011 Сертоловское АУ "КСПЦ" "Спектр"